06 марта 2007 г. | Версия для печати |
---|
В связи с принятием закона о фингарантиях в туристской общественности постоянно задаются вопросы, можно сказать ряд единообразных вопросов, часто не имеющих адекватного ответа — друг другу, коллегам, СМИ и официальным лицам.
Первый и самый традиционный для России всех времен и народов —
Кто виноват?
Назвать фамилии и регалии лиц, виновных торжества туристской финансиады не трудно.
Автор идеи фингарантий — Владимир Игоревич Стржалковский, ныне глава Федерального агентства по туризму (Ростуризм). Идея монополизации отрасли и финансовых гарантий маячила у Владимира Игоревича еще со времен, когда он возглавлял самую лучшую из лучших туристскую фирму в Санкт-Петербурге (угадайте с трех раз название фирмы). |
Провел в жизнь законопроект депутат Государственной Думы Барзыкин Игорь Александрович, заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму. По совместительству председатель комиссии по туризму и курортам ТПП РФ. Барзыкин И.А. прибыл в Москву из Краснодарского края.
Исходно создал и руководил комиссией по предпринимательству в сфере туризма в ТПП Маринин М.М., далее будучи неугодным и в конфронтации со В.И. Стржалковским был отправлен на пенсию. После него комиссию ТПП возглавил Соколов А.С. (депутат опального Верховного Совета, председатель комитета по туризму и спорту ГД, при нем был принят закон «Об основах туристской деятельности в РФ» в 1996 г.).
Длительное время порывы Ю.А. Барзыкина продвинуть финансовые гарантии сдерживал председатель комитета ГД Драганов В.Г., который еще в октябре на Всероссийском Координационном Совете по развитию индустрии туризма «Регионы России-Московское соглашение» клялся в верности руководителям туристских администраций и обещал недопустить принятие закона и оградить туроператоров от финагарантий. Однако, его нейтрализовали, предложив повышение по службе и выдавили из ГД. День второго чтения проекта закона и был последним днем пребывания Драганова В.Г. в статусе депутата.
Последние препятствие было устранено и Барзыкин А.И. приложил максимум усилий и реально продвинул закон до стадии его принятия. Именно у Барзыкина Ю.А., как руководителя комиссии профильного комитета, концентрировались все предложения к законопроекту от регионов и иных субъектов, обладающих правом законодательской инициативы (другие не рассматривались), об изменениях и поправках к проекту закона числом официально признанным более 350. Были приняты только 86 поправок.
Барзыкин Юрий Александрович от избирательного объединения Партия "ЕДИНСТВО" и "ОТЕЧЕСТВО" - Единая Россия, член фракции "Единая Россия". Заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму. Дата начала полномочий: 07/12/2003 |
Наиболее агрессивно в обсуждениях законопроекта на думских бдениях выступал Резник В.М., председатель комитета кредитным организациям и финансовым рынкам. Он честно защищал интересы банковской сферы и постоянно требовал безумных размеров финансовых гарантий туроператоров — то 100 млн. то 50 млн.
Резник Владислав Матусович, от избирательного объединения Партия "ЕДИНСТВО" и "ОТЕЧЕСТВО" - Единая Россия. Заместитель руководителя фракции "Единая Россия". Председатель Комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам. Дата начала полномочий: 07/12/2003 |
Активно выступил в поддержку финансовых гарантий и преданию анафеме недобросовестных туроператоров лидер ЛДПР Жириновский В.В., который ранее считался отцом туризма, поскольку именно депутатская фракция партии ЛДПР внесла в ГД первый законопроект о туризме в 1994 г. К В.В. и господину Митрофанову туристская общественность обращалась персонально, но доводы о смягчении размеров фингарантий были отклонены в пользу популизма публичного поношения туроператоров, которые «возят гробы с туристами». Хотя отписку общественность получила. Депутаты фракции поддержали законопроект о финганатиях единогласно.
Жириновский Владимир Вольфович от избирательного объединения Либерально-демократическая партия России. Член фракции ЛДПР. Заместитель Председателя ГД, член Комитета ГД по обороне. Дата начала полномочий: 07/12/2003 |
Практически единогласно закон о финагантиях поддержали депутаты фракции «Единая Россия». Хотя на фракционном обсуждении возражений по поводу законопроекта — особого решения принято не было. В выступлениях лидера неоднократно звучала популистсткая идея защиты туристов от недобросовестных туроператоров.
Грызлов Борис Вячеславович от избирательного объединения Партия "ЕДИНСТВО" и "ОТЕЧЕСТВО" - Единая Россия. Руководитель фракции "Единая Россия". Председатель ГД. Дата начала полномочий: 07/12/2003 |
Кто собственно написал последнюю версию законопроекта?
Закон в последней его редакции подготовил Писаревский Евгений Леонидович, советник при комитетах ГД по культуре и затем по экономической политике, предпринимательству и туризму. Прибыл в Москву из Владивостока. Юрист, автор нескольких монографий по туристскому праву. Главный редактор профессионального юридического журнала для профессионалов в сфере туризма. Защитил кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербурге. Длительное время занимался подготовкой различных законопроектов о туризме. |
Надо сказать, что законопроект, вынесенный на второе чтение существенно отличался по глубине содержательности от исходного, внесенного Правительством в ГД в сентябре 2006 г.
После принятия закона Писаревский Е.Л. получил должность начальника правового управления Ростуризма.
Другой более прозаический вопрос — почему так случилось, если все отраслевики и региональные туристские администрации были против? Не помогли даже и пикеты и демонстрации организованные РСТ. Вспомним, что пикеты автомобилистов против притеснения праворульных японских автомашин изымели свое влияние и помогли отстоять законные интересы автовладельцев.
Есть несколько факторов, образовавших непробиваемую совокупность обстоятельств, которые и привели к принятию закона.
1. Главнейший — большая пробивная сила В.И. Стржалковского, использующего свои прежние связи с Президентом РФ и его санкт-петербургским окружением.
2. Мощнейшее лоббирование законопроекта туристским олигархами — завхозами российского туризма. Имел место денежный сбор с крупных фирм в замен обещания дележа туристского рынка в пользу крупняков (чего, к стати, не случилось).
3. Феноменальная разобщенность руководителей 30 тысяч средних и мелких местячковых туристских фирм, эффект «русского авось». Практически вся мелкота зашевелилась все, когда «жареный петух клюнул» и закон был принят. Аналогичная ситуация состоялась с миграционным законом, принятым а августе 2006 г. и вошедшим в силу 15 января 2007 г. Все всю знали, но зашевелились только когда пришлось стоять в очередях на регистрацию гостей в отелях два раза в день.
4. Разобщенность на уровне общественных организаций. Президент РСТ Шпилько В.П., долгое время колебавшийся в выборе позиции по проекту закона, слишком поздно объявил себя лидером оппозиции, не смог консолидировать должным образом туристскую общественность. Он игнорировал усилия других общественных организаций. Посему каждый дул в сою дуду, а хор оказался нестройный.
5. Вялость в решениях Всероссийского координационного Совета по развитию индустрии туризма «Регионы России-Московское соглашение», в котором участвуют по предложению губернаторов субъектов Федерации более 60 регионов России.
Губернаторы и ЗАКСы не проявили жесткости в отстаивании интересов своих регионов, а их представители в Государственной Думе и в Совете Федерации единогласно поддержали законопроект, придав ему статус федерального закона, положившего революционное начала в российском законотворчестве.
7. Странную позицию заняли сенаторы Совета Федерации, которые представляют интересы регионов. Подавляющее большинство ЗАКСов и губернаторов, в том числе Лужков Ю.М., Матвиенко В.И. и другие направили в ГД письма, содержащие негативные оценки законопроекта. Туристская общественность обращалась к Нарусовой Л.Б., Шудегову В.Е., Миронову С.М., Лопатникову В.А. и другим. Но призывы общественности услышаны не были. Мнение общественности администрации регионов были известны сенаторам, тем не менее, все проголосовали за законопроект единогласно. В том числе за законопроект голосовал и Сергей М. Миронов, представитель Санкт-Петербурга. Так, во многих регионах туроператоров просто не будет. Что будет делать Атайский край, где объявлена туристско-рекреационная зона и нет ни одной фирмы, способной купить банковскую гарантию туроператора? Зачем ьтуда будут вливаться миллиарды бюджетных средств.
6. Популизм решений и лозунгов депутатов накануне выборов. Необходим козел отпущения, которого и надо линчевать публично — этим козлом оказалось туристская отрасль, которую составляли недобросовестные туроператоры, от которых надо было избавиться. И это поможет защитить «бедных» туристов, которые на последние гроши (простите доллары) едут за рубеж греться на модных курортах и тратить миллионы. Интересно, что ни один депутат не вспомнил о 70 тысяч обманутых дольщиков жилья, которым не где жить и которым нужна действенная защита и актуальная финансовая гарантия строителей.
Кто был на стороне туристской отрасли?
Отметим, что в ГД законопроект проходил не просто. Против законопроекта выступила фракция КПРФ, а также независимых депутатов. Следует отдать должное депутатам ГД Смолину О.Н., Рыжкову В.А., а также Валентине Николаевне Пивненко (депутат от Республики Карелия), которая лично внесла и добилась принятия поправки о снижении суммы гарантии для внутреннего туризма до 500 тыс. рублей.
Рыжков Владимир Александрович от избирательного округа 036 (Барнаульский округ, Алтайский край), депутат, не входящий в зарегистрированные депутатские объединения. Член Комитета ГД по делам Федерации и региональной политике. Дата начала полномочий: 07/12/2003 |
Смолин Олег Николаевич, от избирательного округа 129 (Омский округ, Омская область), Член фракции Коммунистической партии Российской Федерации, первый заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке. Дата начала полномочий: 07/12/2003 |
Пивненко Валентина Николаевна, от избирательного округа 017 (Карельский округ, Республика Карелия) Член фракции "Единая Россия", Председатель Комитета ГД по проблемам Севера и Дальнего Востока. Дата начала полномочий: 07/12/2003 |
Что делать?
Этим вопросом озадачены практически все туристские фирмы числом в 30 тысяч, за исключением 34 крупняков, объявивших свой выход из РСТ и создавших свою ассоциацию туристских олигархов со взносом в 150 тыс. рублей. Правление РСТ утверждает, что письменных заявлений о выходе из союза — не получало.
Всем остальным туристским и туристическим фирмам необходимо:
1. Осмыслить закон, внимательно изучить его положения, посоветоваться с юристами.
2. Закон плох, но он закон и его надо исполнять, хотя это не святое писание и поправки вполне могут быть и вероятнее всего будут.
3. Посему следует выбрать один из четырех вариантов:
а) оформить финансовое обеспечение, получить статус туроператора и формировать туристский продукт, или
б) смиренно обрести статус турагента и продавать туристский продукт туроператора, или
в) формировать нетуристский продукт, например туристический, и заниматься предоставлением услуг россыпью (не за одну цену, пакет, не содержащий две услуги перевозку и размещение одновременно), будучи неизвестно кем, или
г) уйти из туризма и заняться чем-либо другим и доставить несказанную радость тем интересантам, кто это запланировал и выдавил их из туризма.
Всем остальным около туризма — смотреть, чем все это кончится.